Краткая биография:
Дата рождения: 25 июня 1924 Сидни Люмет, американский режиссер, сценарист, продюсер. Один из наиболее плодотворно работающих американских режиссеров второй половины 20 века. Сын актеров еврейского театра, он дебютировал на радио в возрасте 4 лет, выступал на сцене, с конца 30-х годов играл в бродвейских постановках. Окончил Колумбийский университет, учился в Актерской студии Ли Страсберга. В 1942-46 годы служил в Вооруженных силах США.
В 1950 пришел на телевидение в «Си-Би-Эс» и стал один из лучших мастеров теледрам, с именем которого связывается их «золотая эра». Свой первый кинофильм «12 разгневанных мужчин» (1956, главная премия на МКФ в Западном Берлине-57, по пьесе Р. Роуза) снял за 19 дней на основе собственной телепостановки. Действие, разворачивающееся в ограниченных пределах одной комнаты (заседание присяжных), воспринимается тем не менее как крайне динамичное.
Уже здесь проявились особенности кинематографа Люмета: замкнутое пространство, городское окружение (29 из 40 его фильмов сняты на улицах Нью-Йорка), сложные нравственные конфликты, многозначный диалог. Для режиссера, имеющего за плечами актерский опыт, характерен тщательный подбор исполнителей, умение добиться от них хорошей игры. Люмет с легкостью работает в различных жанрах, но при этом его можно по праву считать главным создателем своих произведений.
Как режиссер психологической драмы Люмет утвердился благодаря таким картинам, как «Из породы беглецов» (по пьесе Т. Уильямса «Орфей спускается в ад», 1959), экранизации А. Миллера «Вид с моста» (1962) и Ю. О'Нила «Долгий день уходит в ночь» (Long Day's Journey Into Night, 1962), «Ростовщик» (1965) — история человека, пережившего ужасы фашизма и лишившегося всех своих близких. В 70-е Люмет обращается к напряженным городским сюжетам, ставит полицейский фильм «Серпико» (Serpico, 1973), криминальную драму «Жарким днем после обеда» (Dog Day Afternoon, 1975) — обе картины основаны на реальных фактах, экранизирует детектив А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder On The Orient Express, 1974), дает сатирическое изображение коррупции в мире ТВ («Телесеть», 1976).
В 80 — 90-е режиссер работает в жанре триллера («Смертельная ловушка» 1982; «На следующее утро» 1986) и судебной драмы («Вердикт» 1982). В творчестве Люмета часто звучит тема семьи — будь то семья настоящая («Дэниел» (Daniel), 1983; «На холостом ходу», 1988; «Чужая среди нас», 1992; «Ночь опускается на Манхэттен», 1997) или некий ее аналог («Жарким днем после обеда»; «Принц города», 1981). Люмет четырежды выдвигался на премию «Оскар» как лучший режиссер и один раз как автор адаптации. Получил специальный приз на МКФ в Карлови-Вари в 1984 году за вклад в киноискусство. Написал книгу «Снимая фильмы».
|