Краткая биография:
Дата рождения: Имя Алишера Хамдамова мало известно широкому кругу любителей кино - он не получал престижных призов, его фильмы не участвовали в международных форумах и фестивалях. Так уж сложилась его судьба, что закончив в середине 60-х ВГИК, он на сегодняшний день отснял всего лишь два полнометражных фильма: «Золотая голова мстителя» и «Гарем Степана Гуслякова» - картины, отличающиеся тонким внутренним психологизмом и редкой душевной наполненностью. Посмотрев однажды его «Гарем...», любой, даже самый неискушенный кинозритель запомнит его навсегда как «классный фильм»(это как минимум), к которому с годами хочется возвращаться вновь и вновь. Мне кажется, Алишер Хамдамов - режиссер будущего. Масса невоплощенных идей и сценариев лежат, как говорится, «в его столе» и ждут своего часа.
Наше знакомство произошло неожиданно - наверное, только так непредсказуемо и должно начинаться чувство, именуемое настоящей дружбой. Наши встречи стали регулярны, а беседы бесконечны. Так и недавней длинной декабрьской ночью состоялся наш вполне обычный разговор (единственная его необычность заключалась в том, что я незаметно включил диктофон, и эти, казалось бы, обыкновенные для Алишера мысли стали достоянием сначала магнитной ленты, а затем листа бумаги). Свои вопросы Алишеру я оставил, как говорится, за кадром, «слепив» тем самым небольшой монолог - «зерно», показавшееся мне наиболее интересным с точки зрения читателя, которое и предлагаю вашему вниманию.
Что всегда было самым актуальным в кино? Я думаю, человеческие чувства и отношение к человеку – это вне времени, вне каких-либо коньюнктурных требований. Конечно, существует порой определенная привязка к какому-либо событию, произошедшему в тот или иной год, либо век, и дело критиков определить уже потом, когда фильм снят, к какому жанру он относится и каков он стилистически. Но чаще всего подлинное искусство вне времени. Поясню. Есть замечательный фильм Чухрая-младшего «Вор». И хотя действие в этой картине происходит в большинстве своем в сороковые годы, это очень современный фильм, потому что он сделан сегодня и в нем присутствует современное отношение, мышление, подача материала, язык. Поэтому я не могу сказать, что какие-то идеи, сценарии, которые я мечтал воплотить давно, 10-15 лет назад, устарели, стали макулатурой, которая нужна лишь для оправдания своих прошедших лет, для самоуспокоения, что ли. Каждая идея, которую я хотел воплотить когда-либо, отражает мое мировоззрение, неизменное с годами. И к любой такой идее я отношусь прежде всего как кинозритель, идущий в кинотеатр и выбирающий, что ему сегодня посмотреть. И если лично меня она греет, независимо от чьего-либо мнения, я возьмусь за ее воплощение.
Когда мы в юности во время учебы во ВГИКе собирались делать свое кино, перед нами стояли некие нравственные ориентиры – Калик, Калатозов, Феллини... Потом были другие режиссеры, но, как ни странно, осталось только то, что было настоящим и как таковое вошло в нашу кровь, в наше сознание. Русская литература подкидывала дров в наше воображение. Например, Александр Грин, до сих пор до конца не оцененный и не востребованный нашими кинематографистами (было несколько попыток, не особо удачных). Андрею Платонову в этом смысле повезло несколько больше. Можно вспомнить «Родину электричества» Ларисы Шепитько, Булата Мансурова «Рабыню» по рассказу «Такыр».
Существует давнишний спор в среде режиссеров и кинокритиков о том, что такое национальное кино. Я считаю, национальное кино – это кино создаваемое режиссером, принадлежащим к той или иной национальности. То есть тема фильма может быть любая, даже посвященная совершенно другой стране, но если его снял, к примеру, грузин, то это будет грузинское кино, потому что за этим автором или режиссером стоит его история, его гены, он родился и вырос, был воспитан в традициях своей страны. И если он сам по себе интересен, просто как человек, то он будет интересен и всем нам. А если этот режиссер как человек пуст и сер то... Знаете, как бывает, изначально был хороший сюжет, интересная идея, талантливый оператор, прекрасные актеры, а фильм не получился. И наоборот, фильм может быть наивен, к нему можно подкопаться с профессиональной точки зрения, предъявить кучу претензий, но фильм почему-то трогает. Поэтому я уверен, неважно о чем фильм, где происходит его действие и так далее. А важно, кто его сделал, то есть должна быть, в первую очередь, личность в кинематографе. И второе, применительное к первому, как он этот фильм сделал, но это уже второе. Потому что, если это личность, то и палитра его рисунка будет интереснее, и от масштаба его личности, его мировоззрения, его кругозора зависит качество того, что в итоге мы увидим. Что еще отличает талантливого режиссера или, по крайней мере, должно отличать? Наверное, чувство ответственности перед теми, кто ему в этом помогает, перед всей съемочной группой. Потому что в принципе эти люди работают на этого режиссера, они отдают ему свое время, а если фильм снимается год, то это значит, что целый год своей жизни они должны потратить неизвестно на что. Ты, к примеру, их зажег и они тебе поверили, а значит ты не имеешь права сделать «лажу» и тем самым обмануть их доверие. На целый год съемочная группа становится одной семьей, и лишь от тебя зависит, пройдет ли для них этот год интересно и будут ли они чувствовать себя своими. Ты их позвал покорить Джомолунгму, и если кто-то один не вобьет колышек в нужном месте, ты сам уже не влезешь на эту гору. Иногда ты их тащишь, но чаще всего тащат тебя они. Когда-то давным давно, во время поступления во ВГИК самым страшным для нас - абитуриентов было ответить на вопрос: почему вы решили, что можете стать кинорежиссером? Так вот, я отказался отвечать на этот вопрос, не помню уже, как обосновав свой отказ. Наверное, невозможно единственно верно ответить на этот вопрос. Ведь кинорежиссура - это не массовая профессия. В той же съемочной группе может быть десять рабочих и пять осветителей, а режиссер-постановщик - лишь один. Так же я, например, преклоняюсь перед архитекторами или хирургами. Что такое кино? Или делание кино, неважно, художественного, документального? Это всегда страх перед неизвестностью. Это война, сопротивление. Ты сопротивляешься всему будничному и обыкновенному, в конце концов, самому себе, то есть всем своим порокам и слабостям. Кино для настоящего режиссера, режиссера по призванию - это ежедневный процесс, причем, даже если ты в данный момент не снимаешь. Получается, если ты не подходишь к камере, если у тебя нет съемочной группы, все равно ты находишься в непрестанном поиске. Кино - это некая одержимость, болезнь. Что бы ты ни читал, с кем бы ни общался, все ты воспринимаешь через призму рамки зрачка кинокамеры. Вся жизнь, которая нас окружает, она все равно для нас представляется только сплошь неотснятыми сюжетами, фильмами. Каждый день у каждого из нас происходит куча событий, встреч, историй, разочарований. И, в принципе, каждая из этих историй могла бы быть воплотившимся фильмом. Потом, по прошествии какого-то времени происходит естественный отсев - что-то забывается. А то, что остается, потом может вылиться в киносценарий, который ты будешь носить долгие годы по разным инстанциям (так было в прежние годы), а в наше время - по продюсерам. Наверное, уровень развитости общества определяется количеством людей, его граждан, которые еще верят в магию экрана и которые хотели бы, чтобы именно в их обществе что-то такое все-таки продолжало рождаться. Чем больше экспериментов проводится в любом деле, а в данном случае в кинематографе, тем больше отдачи будет завтра.
|