Краткая биография:
Дата рождения: 2 января 1929 - 21 октября 1994 Латиф Абидович Файзиев, родился в Ташкенте, Узбекистан, режиссер, сценарист, актер. Народный артист Узбекской ССР (1979). Лауреат Гос. премии Узбекской ССР (1982). Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1951, мастерская И.Савченко).
Снялся в фильмах «Третий удар», «Тарас Шевченко». Снимал док. фильмы и сюжеты для республиканских и всесоюзных киножурналов.
Детство маленького Латифа прошло в театре юного зрителя и в киностудии. В театре он не только наблюдал как артисты принимали самые разные облики, играли на сцене, но и сам исполнял небольшие роли. Вот как вспоминал впоследствии Народный артист Узбекистана, зрелый, маститый режиссёр о своём детстве: «В 1941-1945 годах когда мне было 12 лет я всегда был среди артистов. Я учился в студии, которая открылась в те годы. Работа над ролями приносила мне огромную радость».
Немного позднее Латиф поступает во Всесоюзный Государственный институт кинематографии в Москве, где учится в мастерской И. Савченко на режиссёрском отделении. Вместе со своим педагогом он работает над картинами: «Третий удар» и «Тарас Шевченко» ассистентом режиссёра.
Л. Файзиев рано вошёл в мир искусства. В двадцать лет он познал радость творчества, сумел испытать трудности связанные с профессией кинорежиссёра. Л. Файзиев снял семнадцать художественных, несколько документальных фильмов и фильмы-балеты. Вслед за его именем часто произносили слово «первый». В нашей национальной кинематографии Л. Файзиев впервые использовал новую кинотехнику – т.е. широкий экран, также один из первых создал цветной фильм «Крушение эмирата» 1964 г. совместно с В. Басовым, «Вторая весна» 1959 г., в узбекском кино первый снял фильм-балет «Темир Малик» 1970 г., «Ожившие миниатюры» 1971 г. впервые в узбекском кино, совместно с индийскими кинематографистами снял фильм «Али баба и сорок разбойников» 1979 г., а также произведения Хамзы, Айбека, Мирзо Турсунзода, А. Каххара, М. Шайхзоды были экранизированы Латифом Обидовичем Файзиевым. Вот как вспоминал о нём драматург М. Шайхзода: «Надо отметить огромную заслугу Л. Файзиева в создании фильма «Звезда Улугбека». Он работал с огромной любовью, трудился самоотверженно, не жалея себя. Он задавал тон всей съёмочной группе, своей любовью к работе, серьёзным к ней отношением, аккуратностью и требовательностью и он прекрасно справлялся с поставленной перед собой задачей».
В 1953 году Л. Файзиев снимает художественную ленту «Бай и батрак». Это был известный спектакль театра им. Хамзы. И перед молодым режиссёром стояла трудная задача сохранить дух спектакля, ив то же время постараться перенести события пьесы на натуру. Фильм снимался совместно с режиссёром А. О. Гинзбургом. Благодаря Файзиеву многие поколения зрителей увидели искусство замечательных актёров театра им. Хамзы таких как Мария Кузнецова, С. Ишонтураева, О. Жалилов, З. Садриева, Ш. Бурханов, А. Норбоев, М. Якубова Л. Назруллаев и другие. Режиссёр многому научился на съёмках фильма. Следующий фильм, который снимает Л. Файзиев это «Священная кровь» по роману Ойбека. Надо сказать, что режиссёр не пошёл по пути иллюстрации романа, а как настоящий кинематографист дал роману вторую жизнь, создав новое экранное произведение. Л. Файзиев понимает, как важен сильный драматургический материал, он фундамент будущего фильма и поэтому режиссёр впоследствии всегда придаёт большое значение первооснове – сценарию фильма. Далее Л. Файзиев снимает фильмы «По путёвке Ленина», «Птичка-невеличка». Режиссёр в своих картинах работает с большими мастерами и начинающими актёрами. Л. Файзиев очень большое значение придаёт работе с актёрами, подолгу репетируя с ними, ищет вместе сущность образа. Он также понимает как важно, чтобы отрицательные персонажи были сильными, яркими личностями. Насколько интересен отрицательный герой, настолько возрастает роль и сила положительного героя.
Режиссёр приступает к фильму «Звезда Улугбека». Здесь Л. Файзиев сумел развить самые сильные стороны пьесы М. Шайхзоды «Мирзо Улугбек». Режиссёр совместно с драматургом создаёт новые образы, включает новые эпизоды. Фильм «Звезда Улугбека» - большое событие не только в творчестве Л. Файзиева, но и в узбекском кино. В театре им. Хамзы игрался и довольно успешно спектакль «Мирзо Улугбек». Но Л. Файзиев сумел создать совсем другое кинопроизведение, благодаря огромной работе с М. Шайхзодой, изменился не только композиторский строй драмы, но некоторые образы обагатились новыми красками. Главной кульминацией фильма является дуэль, борьба мыслей, столкновение сильных, волевых, умных людей Улугбека – Ш. Бурханова и Ходжи Ахрора – Алима Ходжаева. Бурханов – актёр необыкновенно эмоциональный, с высоким исполнительским мастерством, тонким вкусом и большим опытом работы на сцене и на экране.
Режиссёр Л. Файзиев сумел использовать эти возможности артиста в роли Улугбека. К этому времени Л. Файзиев сложился как опытный режиссёр, который точно видит будущие кадры фильма, ещё во время работы над сценарием. Во время работы над сценарием фильма «Звезда Улугбека» он поставил перед автором М. Шейхзадой точные задачи: сюжет должен развиваться активно, основные образы должны выйти на первый план за счёт сокращения количества персонажей, диалоги нужно сжать, но борьба мировоззрений обязательно сохраняется. События развиваются широко, свободно, действие происходит параллельно в самом Самарканде и вокруг него. В фильме ясно видна богатая режиссура, операторская работа А. Панина и работа художников Н. Рахимбоева и Э. Калантарова. Вот что писал Ч. Айтматов о фильме: «Своей лентой Л. Файзиев сказал новое слово в национально-историческом жанре».
Л. Файзиев – режиссёр, который всегда в творческом поиске. В фильме «Сыны отечества» Л. Файзиев пользуется хроникально-документальными кадрами. В этом сказался опыт режиссёра, который накопил Л. Файзиев во время работы над документальными лентами: «Гафур Гулям», «Театру Хамзы 35 лет», «Мирзачул», «Рассвет над Гангом», «Три пальмы», «Декамерон» и другие. Л. Файзиев активно работает в 70-е и 80-е годы на «Узбекфильме», «Таджикфильме», создавая фильмы балеты, документальные и художественные ленты как «Наташахоним» об актрисе Марии Кузнецовой, «Али баба и сорок разбойников» («Узбекфильм» и «Иглзфильм» Индия) и «Служу Отечеству» («Узбекфильм» 1980 г.), «Легенда о любви», «Врата судьбы» и др. На съёмки этих фильмов Л. Файзиев приглашает актёров из разных республик, Москвы и Индии. Он сумел создать творческий ансамбль, который прекрасно справлялся с самыми трудными задачами. Л. Файзиев скрупулёзно работал со сценаристами, художником, оператором и композитором. В фильме снимались такие известные индийские актёры как Хемма Малина, Зайнаб Омон, Дхармендра, а также великолепный актёр Ролан Быков, Софико Шаурели, Фрунзик Мкртчян и другие.
Прекрасно снят эпизод песни «Хатуба» с Зайнаб Омон, когда сорок разбойников заставляют Фотиму – З. Омон петь и танцевать. На общем плане разбойники, пещера и её сокровища, постепенно объектив камеры выхватывает Фотиму. Она хочет убежать, но острые клинки заставляют её петь. Красивый голос и танец Фотимы завораживают разбойников и они поют вместе с ней. Мы видим в кадре руки разбойников, песня продолжает звучать, затем эти руки рассыпают золотые монеты под ноги девушке. В пещеру входит Абу Хасан и «представление» на этом прекращается. Фильм поставлен по известной сказке с одноимённым названием, но Л. Файзиев внёс новые персонажи, поднял проблемы которых нет в сказке. Фильм воспевает величие человека. Фильм имел оглушительный успех и у нас, и в Индии. Индийский киновед Б. Сатхе писал, что фильм «Али баба и сорок разбойников» в Бомбее и других городах Индии демонстрировался беспрерывно полгода подряд и его просмотрело миллионы зрителей. В нашем прокате фильм занял одно из первых мест.
Л. Файзиев был творческой личностью, он никогда не оставался без дела. Несколько лет он работал главным режиссёром театра им. Хамзы и ставил спектакли, он замечательно вёл передачи на телевидении о кино. И, конечно, работал снимая фильмы. Это был настоящий трудоголик, одержимый великим искусством кино и преданный ему. К, сожалению, он рано ушёл из жизни, ушёл в период творческой зрелости, когда планов и задумок было множество, которым не суждено было осуществиться. Но фильмы, созданные Л. Файзиевым живут и продолжают радовать многочисленных зрителей.
|