Очень жаль, что нет комментария к фильму в стиле Маматкова Петра. Потому будет в стиле Poklonnik. Великолепный фильм 1946 года - психологический, глубокий, что очевидно редко для 30-40-ых, когда кино игралось и наслаждалось детством. В основе фильма фрейдистская история Отца и Сына. Отец взрастил в себе высокую доброту, не пожелав поделиться ею с домашними. В качества фетиша доброты он получил от Бога слепую дикую девочку. Отец к тому же пастор абсолютизировал в себе эту доброту до такой степени, что доброта превратилась в свою противоположность. Превратилась в жажду собственности над девочкой, ставшей молодой красивой девушкой. Без спойлера не обойтись. Но я думаю, что на сайте зрелые люди и даже узнав фабулу, посмотрят фильм из любви к кино. Девушка стала созданием Отца-пастора и не мыслила жизни без его помощи. И тут появился принц, который захотел её расколдовать - коллизия "Лебединого озера". Отец-пастор из доброго волшебника преврашается в злого колдуна. Девушка, которая должна была быть лебедем до конца жизни, вдруг захотела быть человеком. Коллизия Отец-Сын не дала решение вопроса. Сын оказался не достаточно силен, а Отец оказался эгоистичен и задавил сына своим авторитетим - по сути Авраам принес в жертву Исаака. И никто не отвел удар судьбы. Прозревшая девушка - оказалось, что она излечима и может видеть, если удалить катаракту, так вот прозревшая девушка увидела мир по-иному, чем ей он казался. Главным для неё стал моральный аспект жизни. У неё в одночасье разрушил представления о доброте и зле. В Отце-Пасторе она не узнала доброты, которую как ей казалось он ей дарил. И оказалось, что видеть, понимать и прозревать намного тяжелее, чем жить в темноте незнания и иллюзий. Такова же коллизия и трагедия уже Российского фильма 2000 года, который я недавно комментировал "Луной был полон сад". Коллизия дарения доброты. Путы, фантазии, мифы доброты ибивают при прозрении. Цветок увядает. Что есть доброта? Вопорос аналогичен вопросу что есть красота. У Николая Заболоцкого есть стихи "НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА" на тему раскрытия понимания красоты, которое когда-нибудь свершится в девочке и ударит по ней. "Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!" Вопрос своей красоты девушка из фильма "Пасторальная симфония" решила для себя до прозрения. Ей сказали, что она красива. Но непреодолимым оказался для неё вопрос доброты Отца-Пастора. Так же как для героини фильма "Луной был полон сад" непреодолимым оказался вопрос доброты, который неожиданно вдруг встал на её жизненном пути на старости лет. Доброта - это вечный вопрос Бытия. Вопрос, блокирующий саму жизнь, если он не решаем всеми силами души. И Заболоцкий на самом деле писал не о красоте, а о доброте. "Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?" Заболоцкий решил вопрос доброты по-советски. Так же решали вопрос доброты в фильмах "Афоня", "Влюблен по собственному желанию" - по-советски, а на самом деле по-православному - жертвенная доброта. Но на самом деле всё намного сложнее. В 1919 году Андре Жид по окончании Первой Мировой войны решал вопрос сурово - нельзя душить жизнь добротой. И режиссёр Жан Деланнуа видимо нашел эту мысль актуальной по окончании Второй Мировой Войны в 1946 году. У нас эта мысль о смертельных фантазиях на тему доброты оказалась актуальна в 2000 году, когда Россию всё больше втягивалась в протестансткую безэмоциональную демократию. У Старушки со всем её литературным добрым багажом русской культуры вдруг закружилась голова и на неё опрокинулся сакральный петербургский колодец. А прозревшая девушка утонула. "Нет исхода из вьюг,
И погибнуть мне весело.
Завела в очарованный круг,
Серебром своих вьюг занавесила…".
|
Описание к фильму таково: Экранизация знаменитого романа Андре Жида, вышедшего в свет в 1919 году. История любви протестантского пастора к своей слепой воспитаннице. Режиссер: Жан Деланнуа
Сценаристы: Пьер Бост, Жан Оранш, Жан Деланнуа
Оператор: Арман Тирар
Композитор: Жорж Орик
Актеры: Пьер Бланшар, Мишель Морган, Андрэ Клеман, Розин Люге, Лин Норо, Мона Дол, Жермена Мишель, Флоранс Бриер, Жак Лувиньи, Жан Десайи. Каннский кинофестиваль (1946):
Международный Гран-при фестиваля.
Приз за лучшее исполнение женской роли (Мишель Морган).
Премия за лучшую музыкальную партитуру (Жорж Орик).
|