За что я люблю белорусские фильмы, так это за непохожий на других бескомпромиссный взгляд на войну. "Мосфильм" снимал фильмы о Великой Отечественной с очень большим разбросом по качеству, а "Беларусьфильм" всегда держал марку. В этом фильме я наконец-то поверил в Евгения Меньшова-киноактера (на мой взгляд его лучшая работа), да и Борис Борисов, пусть и в своем привычном амплуа, но все же пришелся очень ко двору. Еще идет война. Комиссовавшийся по ранению фронтовик (Меньшов) возвращается в только что освобожденную родную деревню и узнает, что его любимая, считая его погибшим, вышла замуж за бывшего партизана, а теперь руководителя разоренного района (Борисов). Но разразившийся конфликт двух соперников гаснет в повседневных заботах восстановления порушенного войной хозяйства, а герой Меньшова в конце концов не остается один, встречая на станции выживших родителей. И сценаристу и режиссеру нужно обладать недюжинным талантом, чтобы в общем-то немудреный сюжет, воспроизведенный на фоне эпохи перевести в формат широкой эпики и реализма "без кожи". Тяжелое военное кино по-белорусски: скупые операторские "мазки", практически полное отсутствие идеологии, предельно откровенный разговор со зрителем и игра актеров на пределе возможного. Фильм о трагических судьбах продолжающих погибать и после войны женщин и их немногочисленных мужей, вернувшихся с войны калеками. Что и говорить, великое кино о великой войне... в тылу. Ни в какое сравнение с российскими и перестроечными лентами на ту же тему. Кто после просмотра бросит в "Тревоги первых птиц" камень? Этот кинообелиск нашим дедам и прадедам никак не должен быть забыт. |