****
Полуночник
Краткая критика на кино «Автомобили, которые съели Париж»
Реж. Питер Уир
Кино, безусловно, притягательно многими аспектами, во всяком случая лично для моей эстетики. Во-первых, помимо хоррора меня привлекают удачные постапокалиптические истории («Безумный Макс», «Воин дороги» - Джорджа Миллера, «Последняя битва» 1983 года Бессона – вот некоторые из фаворитов), а во-вторых, здесь наличествует широкое место для кромешной загадки и негласного тайного подвоха, вызывающего мурашки от тотального сговора целого города вокруг невинных гостей. И это представлено не так однобоко и предсказуемо, как, скажем, в «2001 маньяк» с Робертом Энглундом или в его оригинале. Тут туманно, призрачно и вместе с тем опасливо наглядно снуют доказательства кровожадности горожан на фоне общей идиллической структуры социума. И, в-третьих, кино старое, что заслуживает моего внимания своей давностью в силу предпочтения. Ко всему прочему актёрский состав может лишь восторгать своей австралийской дальностью от знакомых лиц, где каждый лицедей воспринимается большим счётом, как настоящий человек, нежели выдуманный персонаж.
Сюжет нарочно затрону вскользь, ибо происходящее непременно следует наблюдающее воспринимать, ожидая дальнейшее. Поэтому особенно повезло незнакомым с этим кино.
На широких просторах Австралии вполне мирно. Здесь заправляется автомобиль с парочкой пассажиров и следует по дороге. Только покой быстро сменяется погоней без компромиссов. За автомобилем следуют какие-то странные ужасные машины; все они приспособлены для дорожных убийств, где самая главная по числу учинённых аварий выглядит точно механический ёж с неустанно мигающим жёлтым глазом-маяком фарой на месте возле водителя. Эта вереница крушит попавшихся жертв, точно ими управляют не живые люди, а кровожадные демоны.
В один из дней в очередной мясорубке аварии выживает человек невзрачной внешности. Он оказывается спасённым и вместе с тем негласно заточённым в одиноком малюсеньком городе – Париж. Тут много автомобильной атрибутики, и даже местный псих похваляется уймой трофеев в виде фигурок ягуаров. Помимо немногословных горожан, скрытного мэра с добродушной маской и шерифа, в этом Париже есть госпиталь. Это заведение полным-полно сумасшедших и забинтованных в живые мумии, точно аварии одна за другой гремят в окрестностях миролюбивого городка, кои жители заботливо дают приют и лечение повернувшимся на голову. И, пожалуй, самый красноречивый аспект невысказанного ужаса бродит вокруг Парижа, где кучкуются грязные банды возле своих машин, оборудованных для уничтожения других четырёхколёсных собратьев.
Главный герой слоняется по городу, знакомиться с его жителями, делится страхами воспоминаний об аварии, где на него напала машина, утяжелённая острыми шпилями на своём каркасе и её ослепительный свет от маяка из салона прямо в глаза, сам того не подозревая, что его угораздило оказаться как раз пред бурей революции в Париже, когда окрестные банды въедут в пределы города, всюду будет смерть, и забинтованные больные наполнят улицы, точно мертвецы в саванах, как у Шекспира. И тайна общего сговора откроется…
Всё это необходимо смотреть, тем более, что будет далее.
Не зря мной упоминается фильм «Безумный Макс», так как эти два творения схожи не только местом съёмки, приблизительностью лет, автомобильной тематикой, но и безжалостным миром недалёкого будущего без всяких лазеров и космических кораблей, а таким приближенным к яви своей разрухой и откровенным разложением устоев, кои моментально опадают после негласных катаклизмов природы или мировых экономических коллапсов в сюжете. Этот мир ещё не из «Воин дороги», тут нет тотальной варварской атрибутики, он именно из первой части трилогии Джорджа Миллера, возможно на стыке в промежутке. Только конечно ни в коем случае не стоит считать «Автомобили, которые съели Париж» Питера Уира относящимся к кому бы то ни было, ведь это полноценный самодостаточный фильм, интересный, мерцающий трепетом загадки и полный упоением вандала, живущего в человеческой природе, коим куда ближе сеять хаос, нежели созидать оставшиеся крохи старого мира.
PS: Слоган к фильму подобран красочным, звучным и – не побоюсь этого слова – красивым: «They run on blood», как и облик машины с шипами с насаженной жертвой на капоте в финале, кстати тоже пестрящем на постере. Есть в них запоминающаяся искра, которую трудно забыть.
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Если Вам понравилась данная статья и у Вас есть суждения на её счёт или были найдены какие-либо неточности с моей стороны, то всегда буду рад получить отзыв. Заранее благодарен.
Полуночник
****
|