Пример вкрадчивого, ненавязчивого убеждения в необходимости преобразования советского общества. Кто сказал, что в перестройку снимали низкопробные фильмы? Вроде бы в полном толерантном соответствии с политическими установками горбачевщины создано, а как двусмысленно, неоднозначно смотрится сегодня! Настоящая социальная драма, вполне выдержавшая испытание временем - талантливо написанная, талантливо сыгранная, талантливо осуществленная и... незаслуженно забытая; драма-предостережение. Герой Тараторкина не берет защитников сада нахрапом, не пытается удивить, и привлечь тем самым на свою сторону, а подкрадывается на, как окажется позднее, очень коварных мягких лапках интеллигентного переубеждения; харизма актера идеально совпала с ролью. "Новое мышление" в действии! К такому неприязни не испытаешь, такого и за стол пригласишь и по рюмочке за компанию не побрезгуешь пропустить. Да и сам он какой-то свойский, хоть и приехал на дорогой по тем временам "восьмерке" к крыльцу дома, в русском стиле срубленного. А сегодня "Прости нас, сад" смотрится прямо как инструкция к распознаванию "свой-чужой". Очень неоднозначно смотрится, но все же предпочтительнее, чем схожая по сюжету притча "Садовник" с гениальным Олегом Борисовым в главной роли. В конце герой Тараторкина мягко успокаивает со всей своей интеллигентностью: "Будут у нас сады!" - и ему в общем-то веришь. Да вот не догадались спросить у него остальные: ДЛЯ КОГО будут эти гипотетические сады? Не останется ли этот дом в русском стиле на продуваемом политическими ветрами пространстве в одиночестве, без защиты того самого уничтоженного сада, остатки которого уничтожают и по сию пору? Ответов, как водится, фильм не дает. Но в любом случае, как бы "Прости нас, сад" ни был оценен, безусловно следует сказать "спасибо" за талантливую картину и за тот очень поучительный киноурок, данный еще в перестройку, но оцененный по достоинству только сейчас. |