Очень трагичный фильм. Деревня для послевоенного времени показана достаточно достоверно, что, я думаю, у цензоров вызывало скрежет зубов. Отсутствие мужиков, налоги, из-за которых вырубались плодовые деревья - яблони, вишни и т.д. На это, кстати, году так в 1952-м, указывал товарищу Сталину Хрущёву. Он увидел, что его сестра на Украине вырубает деревья, чтобы не платить налоги. По моему, так было дело, хотя я не присутствовал. По итогам работы за год, человек получает мешок зерна или картошки за свои трудодни и сгорбленную спину. Стоит ли удивляться, что Егор Байнев это, мягко говоря, действие власти не оценил. Понятно, что были объективные причины для гула в деревни и голода 46-го. Но комплекс субъективных причин (высокие налоги, отсутствие паспортов для деревенских и др.) в очередной раз душили деревню, делая её озлобленной, нервной, но не вышколенной. Спасала крестьян только песня. Только песня в трудную минуту приободряла людей, на минуту они забывали проблемы и горести. Егор решает уйти, теряя, как окажется к концу фильма, нить, соединявшую его с землёй, семьёй, деревней, родными и близкими. От него в итоге отвернулись все, включая жену. Одна надежда, что оставшись, как чеховский Фирс, в пустом доме, этот русский мужик не сложит руки, а всё начнёт сначала и может победит, достанет кусочек счастья. А счастье - это соучастие, здесь нужны люди, нужен коллектив, а не индивидуализм, единоначалие... |