Фильм Рогоносец - это прощание с Советской интеллигенцией без последнего "прости, прощай". Актеры подобраны по принципу отзеркаливания двух фильмов: "Женщины" 1965 года пара Яцкина-Соломин и "Жена ушла" пара Елена Соловей-Виторган. Только в фильме "Жена ушла" был Валерий Приемыхов, но даже не суть важно, главное типаж сохранился - интеллигентка и строитель. Кстати точно такая же пара была в фильме "Сладкая женщина" - Янковский и его жена-призрак, что переходит дорогу Ане. Интеллигентка и строитель - это барышная и хулиган - типичная попытка соединить в целое мужскую тяжелую энергия и эфемерность женского био, которое пожалуй удалось соединить только в песенке, исполняемой Гурченко в фильме "Небесные ласточки" - Бабетта и злодей. Но это их нравы - у них это как-то просто. Истинное выражение этот союз барышня и хулиган уже без экивоков достиг в образах "Бонни и Клайд" 1967 год. Американцы всегда правдивы как поручик Ржевский, потому им никогда не достичь французского шарма и уж тем более русской духовности. У нас же по-другому. Мы страдаем. Мы страдали при вхождении в перестройку, мы страдаем сейчас. Скольких девок перепортил хулиган Зевс, прежде чем выстроился древнегреческий мир, а за ним уже и наш мир. А потом ему на помощь пришел Вакх, Дионисий - то есть древнегреческий мир усилился древнеримским. Да и ветхозаветные постарались - Авраам ходил с Сарой и выдавал её за сестру и т.д. Сплошные познания в истории - он её, она его. И в связи с этим по фильму проходит Вечный Авраам с воспоминаниями о своей Саре. Он как нить Ариадны, она же тот самый сдувшийся шарик, который Винни-Пух не донес до Пятачка как и мед, но зато порадовал его пустым горшочком и сдувшимся шариком, что входит-выходит. Вот и зритель фильма был рад отдохнуть душой на старинном городском романсе, что вплетен в фильм в лице актера Лемке. Русский мир разваливался, а психиатр лечил нам душу своим душещипательным рассказом о себе и умершей жене. Заговаривал зубы особым заговором. Героиня Елены Соловей, которая держит ответ за всех жен-интеллигенток, что уходили от работящих мужиков фильм "Жена ушла", на этот раз подскользнулась на том же, но наоборот - работящий муж ушел от неё от интеллигентки с воем и истерикой, что мол надоело её интеллигентское нытьё. И совершил акт измены с женой друга, у которого в семье наоборот - он интеллигент, а она экономист. Это был первый свинг, показанный в Советском кино похоже даже последнем Советском кино - 1991 год распад СССР. Распадалась матрица производительности труда, как сказал бы Аббаси. К перестройке оказалось, что интеллигенция жената на экономическом укладе СССР и замужем за рабочим классом. Интеллигенция как прослойка оказалась гермафродитом - одной стороной мужчина, другой женщина. Как мужчина она желает экономической присоски к благам СССР - звания, зарплаты, а то и вообще платы за возможность рассуждать и любить софии за счет государства. Как женщина она желает быть познанной рабочим классом, то есть быть в его сильных объятиях. В перестройку интеллигенция оказалась ненужной в обеих своих ипостасях. Производительность капитализма возжелали повышать без её сомнамбулизма. Собственно чем это кончилось мы видим сейчас - нет интеллигенци и нет экономики и рабочего класса. Ничего нет. А есть унылая жизнь во трубе - нефтяной и газовой. Разорвались невидимые нити, разошлось по швам. Оказывается интеллигенция была тем самым spice-клеем, что скрепляет общество. Spice Вселенной из Дюны. Вечный Авраам уверяет, что надо любить вечную Сару, интеллигент читает лекции о Пушкине и вдруг находит тайный смысл в смерти Пушкина. И в подсознании у него рождаются аналогии его собственной смерти как интеллигента-художника в жизни рядом с сухой экономикой. Он понимает, что Пушкина-поэта погубила сухость Натали, а его интеллигента погубила сухость политэкономии, на которой женат советский интеллигент. Он находит смысл в своем освобождении от экономики и тут его настигает смерть. Освободившись, может впервые после Пушкина. О эта вымороченная череда 150 лет после Пушкина - эти Раскольников, Лаврецкий, Н. Н. и его Ася, Желтков с его Гранатовым браслетом. И вот впервые интеллигент получил сакральное освобождение от пушкинского греха смерти. И что? Он погибает. И его затягивает неизбывное наше Дворянское гнездо. По ту сторону смерти мир интеллигенции оказался Квазичастицей - квантом коллективного колебания. Интеллигент не может освободиться в принципе. "В отличие от обычных частиц, которые существуют сами по себе, в том числе и в пустом пространстве, квазичастицы не могут существовать вне среды, колебаниями которой они и являются." И это поняла женская ипостась интеллигенции - она не искала свободы. Она закрепила свою несвободу от рабочего мужика в рабочих тяжелых ботинках пребыванием в психиатрической лечебнице. И на этом построила парадигму своей будущей жизни в перестройку. "Закон дисперсии обычных частиц — это данность, которую никак не изменить. Закон дисперсии квазичастиц возникает динамически, и потому может иметь самый замысловатый вид." И если экономика и рабочий класс как пучки света, проходя сквозь призму-пирамиду перестройки, разложились в спектр, то квазичастица под названием интеллигенция приняла весьма замысловатый вид - она неуловима, как призрак и плывет в своих белых одеждах в нашей среде коллективного колебания и мы никак не можем её идентифицировать. Мы клянем современное кино, современное искусство, нам не хватает интеллигенции. Мы коллективно неосознанно взываем к ней как на спритическом сеансе и колеблем и вертим столик и возможно она материализуется из того гнезда, куда ушел Рогоносец. Он же Живой труп, что окончательно решил вопрос своего двоеженства - обнимает обоих и жену-экономистру, и блондинку-проститутку в своем том свете. Цикл лекций о Пушкине закончен озарением. Познавший Пушкина может и умереть, поскольку познавать более нечего.
|