Вот есть орнаменты на античных вазах: боги, герои, кентавры, схватки, любови, ненависти - всё в движении, всё проходит мимо и уходит в Лету, в вечность. Так и этот фильм по мифо-рассказу Гомера-Шолохова - наша донская степная греза в античном духе, наше маленькое бесконечное, наша эпическая басня древних. Внутри этого фильма мы застаем самый разгар древнейшей крито-микенской эпохи Советской власти (власти, которая, как известно, длилась в нашей стране несколько веков). Отряд красноармейцев, стерегущий наши южные степи, напоминает то ли поход аргонавтов, то ли поход на Трою. Куда он движется? К своему трагическому истоку - к исследованию пределов возможного. Пелевин со своей Чапаевской Пустотой скромно стоит на каминной полке в роли маленького гипсового святого. Шолоховские речевые акты неподражаемы. Эвдемонические образцы переживания - неизбывны. Блудная дочь уходит с повстанцами, пристает к обозу и погибает. Рождается ребенок, которого в корзине отец (Леонов) относит в туземное поселение и возвращается к своим - на корабль, держащий путь... куда? К Сцилле и Харибде - утверждает схолиаст. |