Фильм "Нюркина жизнь" обязательно надо посмотреть, чтобы составить впечатление о подводных камнях политической жизни 70-ых. Как известно подводные идеологические камни 70-ых рядились под простую жизни простых людей. На роль простачков больше отряжались почему-то девчата и женщины. Гундарева, Неёлова создали галерею таких простых женщин-рефлексий положения в стране. Вспомним неустроенную девушку Аню ПОЗДНякову из "Дамы приглашают кавалеров", которая приПОЗДНилась в своей семейной жизни. Или Аню ДОБРОХОТову "Сладкая женщина", которая ХОТЕЛА ДОБРОТЫ до тошнотворной сладости. И так далее, и так далее. И даже школьницы, входящие в эту жизнь уже на излёте теряли тонус и вкус к жизни - "Смятение чувств", "Школьный вальс", "Монолог". И вот "Нюркина жизнь" - начало 70-ых. Фильм великой программной силы. До того великой, что не хватило времени на детали. И правильно отметил Автор: 4444 - схематичный фильм. Фильм спешил показать все перипетии жизни Нюры, которые надо было успеть вложить и в экранное время и в каких-нибудь 1-2 года жизни Нюры. Нюра работает кондуктором. Продаёт билетики в трамвае. Кондуктор - великая фигура мироздания. "Звёзды в кондукторской сумке" - это хит Лидии Клемент. Это романтика неореализма 60-ых. "Я лечу над Землей... Всех земных пассажиров с собой я зову, я билеты до звезд вам продам наяву". Для того времени девушка-кондуктор в фильме - это прямая отсылка к романтике и мечте. Особенно, если это синий троллейбус, последний, случайный. О чем мечтает девушка и как всё складывается. Вначале мечта как мечта. Девушка добра, подбирает оставленную в вагоне трамвая черепаху, жалеет её, а также принимает цветы от поклонника. Девушка живёт в коммуналке. Сосед старик - колоритный Всеволод Санаев. Он берёт её в отпуск к морю. Образы Санаева вне подозрений, хотя кто другой мог бы и заподозрить, что это за бесовское желание такое взять молодую соседку в отпуск к морю. Но Мирьям просила меня не опошлять на фильме "Дело было в Пенькове". Не буду опошлять. Девушка едет к морю с великой миссией - опустить черепаху в морю. Что это? А я вам скажу, что это. Это сакральный ритуал, это экзорцизм. Черепаха - это образ спячки и медленного движения. Идеологический ракурс - что-то не то в плане производительности труда и его повышения в стране социализма. Девушка как олицетворение мечтательности и романтики 60-ых желает освободиться от своей спящей девственности. Черепашка крупным планом отпушена на свободу в море и в жизни девушки начались - чудеса превращения её в женшину. Медленно, но верно. Дед бросил её на полпути к морю - он видите ли опознал на одном из вокзалов, где поезд остановился, в киоске Союзпечать свою бывшую великую любовь. И решил остаться у неё, благо она его приветила очень даже с радостью. И продолжила Нюра путь одна. А по пути по просьбе этой самой женщины заехала к её сыну - он оказался горновым мастером плавильной печи, в командировке, а на самом деле живет с Нюрой в одном городе и даже работает на заводе, где конечная остановка её трамвая. Она ухаживает за ним, когда он заболел, она никуда уже не едет - для моря нет уже отпускных дней. Но она совершает ритуал отпускания черепахи к морю. Для этого берёт такси и едет к этому самому морю туда и обратно. Вот такая простая кондуктор трамвая. Ритуал есть ритуал и у девушек из народа он очень ценится. Энергетическая инициация в 1970 году. Интересно. Она приезжает в город, где её усиленно ждёт влюблённый юноша, которого она не любит. Не достаточно мужественен по её понятиям. По ходу она отбивается от нового неуёмного женатого соседа, посягнувшего на её честь. Она переезжает в другую квартиру от греха подальше (!). Потом она приютила беременную обманутую девушку. И когда пришло время встречать девушку уже с младенцем из роддома, она принимает младенца на руки, а девушка коварно исчезает. И Нюра растит младенца до где-то полугода наверное, пока не появляется бабушка младенца - мать парня, соблазнившего девушку, и не забирает младенца. А Нюра плачет, она хочет растить ребенка. Тут опять появляется парень, который её любит и она соглашается выйти за него замуж, предупредив, что не любит его. Но может что-нибудь получится. А сама она тайно томится любовью к тому самому горновому, которого она выхаживала от болезни во время отпуска. Она мечтает о встрече с ним из окон своего трамвая, даже видит его иногда. А молодой муж ну никак не может завоевать её любовь. И вот она не выдерживает и отпрашивается у мужа для поездки к тому самому деду-соседу, что теперь живёт со своей бывшей и вновь обретенной любовью. И там она опять встречает горнового мастера, приехавшего тоже к матери в отпуск. И у них происходит объяснение. Они оказывается оба любят друг друга. Взаимная любовь. Ещё несколько утрясок в сюжете и они уже вместе. И соответственно бывшие уже муж и жена окончательно оставлены. Они вместе. Она перешла работать на завод в механический цех. На тот же завод, где и он работает. У них счастье и ожидание ребнка. Но у мужа старые раны и он умирает. Она рожает сына. Ей помогает свекровь. Девушка превратилась в женщину со смыслом в жизни. Пустые мечты звёздного кондуктора неореализма оставлены в прошлом. Это сюжет фильма. А политикой там довольно густо смазано. Девушка хочет делать дело, она мечтает о радости труда для людей - и это уже не мечтательный кондуктор 60-ых, а рабочий человек, крепко стояший в рядах рабочего класса, что и подтверждено парой кадров под звуки бравурного марша-чествования победителей огненных печей. Муж - бывший фронтовик, горновой мастер, стоящий у плавильной печи, рассуждающий о силе огня. Собственно он и разжег огонь в девушке, вкус к рабочей жизни. Мать мужа, свекровь - бывшая боевая комсомолка со строек 30-ых годов. Дед-сосед там и полюбил эту девушку, но досталась в жены не ему, а другому. Однако он встретил всё-таки её под старость. И пришло и к нему счастье. Девушка отвергла молодого влюбленного парня, про которого ничего неизвестно, кроме того, что он её любит и у него очень добрый и наивный характер. Таких в социализм и будущий коммунизм не возьмут очевидно. Она родила мальчика от своего рабочего мужа. Она его полюбила за рабочую мечту. И главное в фильме, конечно этот мальчик - сын мечтательной Нюры и бывшего фронтовика и горнового мастера. Это не просто мальчик. Это мальчик, посвящённый идее. Свекровь Нюры не просто бабушка, а носительница тех самых комсомольских идей революции. Итак, мальчик где-то 1970 года рождения. Сейчас ему где-то 38-40 лет. Чему оказался посвящён мальчик в итоге? Перестройке. По идее он должен быть успешным бизнесменом или управленцем сейчас. Вот такое идеологическое сальто-мортале. И это не первый мальчик, посвящённый идее в Советском кино. Был другой мальчик из "Школьного вальса" сын Зоси по имени Василий. Зося тоже совершила короткий экскурс в рабочую жизни, дабы сохранить свою сакральную беременность. Чему посвящен Василий 1977 года рождения? Да уж во всяком случае не идее рабочего класса. Он будет воспитываться в семье интеллигентов-внутренних эмигрантов. Среди взрослых в советских фильмах крутилось под ногами у взрослых много мальчиков. Были ещё мальчики в фильме "Мужики". Помните, как там главный герой, увозя всех детей на Север говорил одному из них: "И будешь ты начальником Пал Палычем". Возможно он и стал начальником-олигархом-управленцем на "Норникеле". У актрисы Цыплаковой был ещё киношный сын в фильме "Счастливая, Женька!". Сын медсестры и некоего библиотечного интеллигента, которые в разводе, а сын в круглосуточном детсаду. Год рождения мальчика где-то 1980. Этот мальчик уже ближе к перестройке. Медсестра Женька 1980 года чем-то напоминает Нюру из "Нюркиной жизни" 1971 года. Прошло 10 лет, и всё такая же женская неустроенность. И нет уже мужественных фронтовиков для девушек 1980 года. Разрыв в возрасте уже огромен. Самым молодым фронтовикам уже 53 года. А мужики типа Бузыкина не могут совладать со своими рефлексиями. И всё же если брать тему молодых жен и мужиков в возрасте, то последний всплеск мечты был в фильме "Предсказание" Эльдара Рязанова 1993 год - писатель в исполнении Басилашвили и девушка-мечта из сберкассы, не кондуктор, но всё же, пошедшая за ним. Ну а потом те молодые девушки, что идут за деньгами типа "Глянец", уже не считается. Не та мечта, хотя идеология и здесь правит бал. Великолепный кадр из фильма "Нюркина жизнь" - дед в исполнении Санаева и горновой мастер сидят в лодках, каждый в своей, и ловят рыбку, каждый свою. А уха обшая.
|