Гениальный Луи де Фюнес прекрасно чувствует себя в костюмах и декорациях любой эпохи. Но есть из множества шедевров, которые сделал таковыми король французской комедии, два, которые выделяются особенно. Настолько сильно, что стоят вообще отдельной строчкой в творчестве актера. Это две комедии о скупости, действие в которых происходит в средневековье - "Мания Величия" Жерара Ури и "Скупой" - фильм, который стал не только актерским бенефисом, но и режиссерским дебютом де Фюнеса. Роль Гарпагона из великой пьесы Мольера влекла к себе комика 20 лет, 20 лет он шел к ней через "Жандармов из Сан-Тропе", "Фантомасов", "Человеков-оркестров" и многие другие фильмы. 20 лет он искал возможность создать фильм, благодаря которому его имя останется в истории кино навечно. 20 лет он рос до мольеровских высот, и вот, когда он был готов, де Фюнес настолько дорожил этим выстраданным потенциальным шедевром, что не смог доверить его ни одному режиссеру, а решил снимать его сам, лишь в некоторых сценах позволив своему другу Жану Жиро помочь ему. Актер не прогадал. Роль Гарпагона - его роль. Роль, пронесенная сквозь годы, выкормленная, как младенец, роль, близкая к жизни, роль-мечта. Именно поэтому фильм превратился в настоящий шедевр, после него сложно вообще представить в роли несносного скряги Гарпагона кого-либо еще. Луи здесь совершенно непревзойденный и блистательный, учитывая, что Луи де Фюнес сам в жизни был крайне скуп, понимаешь всю значимость этой роли для него. Кроме того, на закате жизни ему действительно хотелось сделать что-то такое, что заставит критиков и зрителей в один голос воскликнуть: "Наш Луи жив!". Совсем старик, с пучками седых волос за ушами, с усталым взглядом, большим носом и морщинистым лицом - он превращается в ураган ,едва камера касается его, любая вещь, любое слово, любое движение обретает жизнь, если рядом оказывается Луи де Фюнес. Луи даже не нужны декорации, костюмы и т.п. В этом фильме-спектакле все это очень символично, главное - загадочная улыбка Мольера-создателя, и Гарпагона-скупца, которого придумал великий драматург, и который, увы, живет и в жизни. Де Фюнес доводит все до фарса, каждая деталь преувеличена у него в десятки раз, он сыплет направо и налево метафорами, находит уникальные решения для смешного, но довольно тяжеловесного текста Мольера, делая это классическое произведение смотрибельным для наших дней. Есть всего несколько примеров такой впечатляющей работы человека над ролью и фильмом, когда книга обретает совершенно новую, отличную от той, что ей уготовал писатель, жизнь. Так, например, поступил с "Сирано де Бержераком" Стив Мартин в "Роксане", так поступил Вуди Аллен с книгой "Все, что вы хотели знать о сексе", так поступил Луи де Фюнес с книгой Мольера, за что последний должен быть ему благодарен. Перед этим фильмом можно просто преклоняться. Слова "шедевр", "классика", "гениально", "непревзойденно" не могут передать то, что творит в этом фильме Луи де Фюнес. Наверное, если бы сыграл эту роль тогда, в 60-х, когда только задумал ее, карьера де Фюнеса резко изменилась бы, и, вероятно, мы увидели бы больше фильмов такого рода, но зато тогда мы не увидели бы "Большой прогулки", "Джо", "Приключений раввина Якова", а без них французская комедия не была бы таковой. Поэтому, хорошо, что все случилось так, как случилось. А Луи де Фюнес остался в памяти людей не только гениальным, но и разным! А «Скупой» - это самый яркий бенефис Луи де Фюнеса после «Оскара» со всеми вытекающими отсюда последствиями. |