Последний фильм гениального Федерико Феллини, навеянный сюрреалистическим романом Эрмано Каваццони и предчувствием собственной скорой кончины, получился у Мастера самым абсурдным, странным, символичным, дисгармоничным и гнетущим за всю его богатую творческую жизнь. Старый режиссер, чувствуя собственную смерть, пустился в путешествие по вселенным человеческих страхов, мечтаний, грез, снов, противопоставляя этим загадочным мирам мир земной суеты. Герои этого фильма - сумасшедшие. Но мир вокруг них настолько иллюзорен и фальшив, что лишь внутренний мир этих людей, каким бы абсурдным он не казался, - настоящий и полноценный. Сумасшедшие, слушающие голоса Луны, оказываются в этом мире единственными здравомыслящими людьми. Их мир противопоставлен миру мещан-обывателей, мышиная возня которых, удовлетворенность собственным бессмысленным и безликим существованием, нежелание искать и понимать, приводит к дезориентации героев. Люди, которым не все равно, оказываются сумасшедшими, но только они ищут смысл жизни, только им, разочарованным в любви, жизни, открываются какие-то потаенные уголки мироздания. Феллини не ошибся, взяв на главные роли гениальных комиков - Паоло Вилладжио и Роберто Бениньи. Вместе они в полной мере выразили мысли мифического режиссера, пришедшего в конце жизни к пониманию бесполезности попыток изменить в одиночку мир и познать гармонию человеческого существования. Фильм просчитан до секунды, режиссер в последний раз повторил свою формулу, прекрасно работавшую на протяжении 3-х десятилетий и ушел в мир иной, успев оставить нам самый загадочный из своих шедевров. |