Это сложносочиненный Советский фильм брежневской эпохи. Фильм расставлял акценты эпохи и программировал свою эпоху на новое восприятие оной. Данный фильм - это хождение по очень тонкому льду, которое создателям удалось. Хождение в смысле - шагнуть на тонкий лед и не провалиться.
Очень тонко настроенный фильм на некий нужный диапазон. Вот именно нужный. "Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
". Знал ли романтик Маяковский, что его стихотворение-воззвание души "Послушайте!" станет гимном НЛП - Нейро-Лингвистического Программирования. Во всяком случае я бы сделал его гимном утилитарного искусства 20 века как ни крути, но имени Энди Уорхола - самого мелко-буржуазного художника эпохи оформления консервированных супов. Хотя Сальвадор Дали тоже оскоромился и оформил Чупа-Чупс. Но всё же Энди консервировал больше. Само название "Вылет задерживается" должен был настроить на некое межвременье, как сказала дочь героини "яркое дорожное приключение". Всё было бы ярко, если бы не было так печально. Происходит загадочное взаимодействие всех героев в некоей грибнице пассажиропотока, как сказали бы транспортники, а мы скажем в грибнице советского потока Бытия. Все Советские фильмы - это потрясающие Матрицы, поскольку сценарии были гениальны и насыщены. И вообше всё - сценарии, режиссура и актёры. В связи с Заманским вспомнился фильм "Грибной дождь". Исторический процесс - это и есть грибной дождь, после которого вырастают грибы-матрицы национальные грибницы. Но это всё преамбула к психоанализу фильма. Именно психоанализу, а не к привычному анализу фильма. Коллизия ОН и ОНА раскрывается нам не сразу. Сначала нас втягивают в мелодраму - ОН и ОНА имеют предысторию любви, они любят друг друга, но что-то их разлучило в жизни. Такое бывает, на этом вообще строится всё в искусстве. Очередная мелодрама. Что же ещё? Но нас вводят постепенно в нечто более сложное, в некую турбулентность истории, про которую сейчас много говорят после речи Бжезинского на форуме. А впрочем не Бжезинский первый в использовании этого термина применительно к истории. Впервые термин турбулентность появился в классической работе Стивена Манна "Теория хаоса и стратегическое мышление", опубликованной в журнале Parameters ещё в 1992 г. Цитата оттуда: "Ядерная бомбардировка может стать более точной, придавая теории хаоса возможность моделировать нестабильную турбулентность." Вот такова политика, так чего же можно хотеть от хрупкой личной жизни, кроме турбулентности в условиях закрытого аэропорта? Турбулентность была всегда - нечто в воздухе всегда пророчит беду на нашем Солярисе. "Рябиновые бусы раз в году
Пророчат счастье и беду." Что-то произошло, что жена не может улететь к мужу и встречает бывшего возлюбленного. Раз в 20 лет в условиях непогоды и турбулентности очевидно 1965 года. Оказывается в этот год в СССР День Победы 9 мая объявлен нерабочим днём. То есть 9 мая впервые стало праздником - нерабочий день - это один из признаков праздника. Значит печаль отпустила и теперь мы можем вспоминать в празднике, а не забывать горе в труде. Сам фильм "Вылет задерживается" снят в 1974 году накануне 30 летия Победы. И фильм явно как бы принадлежит 1965 году по всему раскладу времени и в то же время он говорит о чем-то важном для эпохи застоя, а не неореализма 1960-ых. И вот очертив круг плотного эпохального времени, мы можем поговорить о самом фильме. Центром фильма является героиня Татьяны Лавровой. Кто ещё мог бы изобразить на экране эту вечную тоску Аленушки в смеси с дворянско-интеллигентскими манерами, дабы не заподозрили упадничество. Нужна была тончайшая ирония и великая печаль, чтобы сказали - нет это не упадничество - это рафинированность интеллигенции. Так у нас проходила тоска женщины в СССР 70-ых, когда явно не хватало воздуха Аленушкам, склонным опереться на плечо любимых. Русская женщина не может стать феминисткой по причине понимания гармонии Бытия в паре мужского и женского начал. Она не может предать вселенскую гармонию. Итак в центре фильма абсолютно деидеологизированное Вселенское женское начало. Абсолют женщины. И даже непонятна в начале природа её интеллигентной тоски. Просто тоскует, потому что так воспитана. Так принято у русских Алёнушек. У неё две дочери. Разные. Это Алёнушкин грех - раздвоение её сознания. Фильм, вводя нас в туннель женских характеров, затягивает в пасть к Минотавру, которым оказывается фронтовая любовь Алёнушки-Ольги Васильевны. Итак у Аленушки два мужа, что карается законом, но является плодотворной темой искусства. Одного она не любит, но опирается на его плечо, другого она любит, но он испугался в своё время бытия с ней. Что же за бриллиант такой Алёнушка? Она ипостась России. Переводчица на войне - это связующее звено общения. Знает языки - намек на дворянок Российской империи, знавших несколько языков. Она не чувствует себя дома в семье мужа - это метафора чужеродности дворянско-интеллигентской ипостаси России в марксистко-ленинской идеологии СССР. Свекор и свекровь - это явно революционеры, истеблишмент СССР. Аленушка на войне находит суженного и они даже взаимно полюбили - полное взаимодействие, кроме одного. Суженный испугался, куда он приведет молодую жену после войны и в итоге отказался от неё под предлогом, что нашлась его законная жена. Что это за поступок? Что ему соответсвует в мире Богов, управляющих миров? В мире сущностей. Солдат-победитель войны отказался от своей судьбы быть победителем в мирной жизни. Солдат-победитель войны по сути проиграл битву за послевоенный СССР - вот о чем этот фильм. Свою Аленушку он отдал чуждому ей марксистко-ленинскому миру, где она прочно обосновалась в предлагаемых условиях. И не нашел солдат своего счастья. Упустил жар-птицу гармонии русского мира, а заодно и судьбу СССР. Заманский в образе солдата оказался Минотавром лабиринта истории. По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») — сын Миноса, побежденный Тесеем. Звездный солдат Победы оказался побежденным Тессем. Тессей - это муж Аленушки и она оказалась в искусственном мире Тессея. Читаем про Тессея - Берн Л. Греческие мифы: НАЧАЛО ЦИТАТЫ Тесей – один из наиболее почитаемых греческих героев, воплощение того, что афиняне считали самым лучшим в себе и характерным для греков. Он был наделен большинством тех же сверхчеловеческих качеств, что и Геракл, его деяния столь же впечатляющи. Но, будучи более утонченным и просвещенным, чем Геракл, Тесей, как состоявшийся государственный деятель, не просто учредил такое массовое религиозное действо, как большой афинский фестиваль, но и объединил жителей Аттики и заложил основы афинской демократии. КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Главной осью фильма является Минотавр с бычьей головой он же Солдат-Победитель и невидимый герой - муж героини, ученый и победитель. Победа мужа ввиду неявки соперника. Солдат решил не ЯВЛЯТЬСЯ в жизни Аленушки, не быть проЯВленным в её жизни. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа. Культ Сталинского романтизма советского духа оказался замещен афинской демократией Тессея-мужа ученого из просвещенного академгородка. Родители мужа, свекры Аленушки не просто марксисты-ленинцы. Они очевидно троцкисты и уверенно вели СССР к реваншу троцкизма-глобализма, осушествленного в 90-ые. И две дочери. Строгая Нюша очевидно воспитана в духе хасидизма и праведности. Алена - Аленушкино альтер-эго матери - весьма тонкий настой романтизма и силы характера в поисках настоящего смысла Бытия. Алена - это уже постмодерн. Именно она впервые объяснила по сути советскому зрителя, что всё в мире есть симулякр, оставив в непонятках некоего строителя мостов. А сам строитель мостов изобразил по сути разложение промышленности советской инженерии - рассеяность, нечуткость к тонкостям мышления девушки, хотя и соблюдение ритуала танца и ухаживаний, неталантливость, как определила девушка. Другой научный работник изобразил раздвоение сознания в шизофрении отношений с начальником - Александр Вокач — Линевский — пассажир, летящий в Одессу, и он же в роли начальника Линевского. Причем раздвоение сознания Советской интеллигенции поддерживаемо и даже вызывает такое фоновое сочувствие и у троцкистов, и у Минотавра-сталиниста. Раздвоение Аленушки в 1945 году, вызвало цепную реакцию последующего раздвоения-шизофрении по всем направлениям. А мы думали, что мы на столбовой дороге истории в 70-ые, когда шло тотальное раздвоение сознания. В сухом остатке это фильм о шизофрении - раздвоении сознания. Туман рассеялся, аэропорт открылся, пассажиры полетели. -- А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!" -- Маяковский 1914 год.
|