Фильм Жана-Поля Ле Шануа - безусловно, классика французского кино. Хорошая, стильная постановка с великолепными актерами. Жан Габен, по всей вероятности, останется лучшим Жаном Вальжаном в мировом кинематографе. Тут даже совпадение имен персонажа и актера можно, наверное, считать не случайным, настолько убедительно сыгран беглый каторжник. Качества, которые, по моему мнению, в первую очередь хотел подчеркнуть Ж.Габен, - это большая сила духа и решительность, которые помогли герою выстоять и не сломаться в самых трудных ситуациях. Иногда его пригибали к земле, но сломать его так и не удалось. В то же время, Жан Габен очень хорошо передал и ранимость своего героя, его уязвимость. А одновременно и ровную, я бы сказал, очень светлую доброту, которой он так мало видел от других, но которую стремится дарить окружающим. Духовное перерождение произошло, конечно, не в один день, а с годами. И это очень убедительно удалось передать, на мой взгляд, актеру, несмотря на ограниченный /поскольку речь шла о фильме/ хронометраж. К тому же Ж.Габен играет неторопливо, флегматично, без резких движений, но при этом отнюдь не равнодушно. Его герой не так щедр на слова, но каждое из них очень взвешенное и обдуманное. Этим он особенно отличается в данной картине от своего заклятого врага Жавера, который в исполнении Бернара Блие, вышел, как мне кажется излишне суетливым и порывистым, даже вертлявым. В эпизодах, где они с Вальжаном должны быть на равных, он безнадежно проигрывает ему, бегая вокруг и суетясь. В этом плане Д.Малкович в экранизации 2000 года смотрится более органично.
Интересен Бурвиль в роли Тенардье. До сих пор мне пришлось его видеть только в двух комедиях – «Большая прогулка» и «Разиня». Роль негодяя в «Отверженных» удалась ему неплохо, но Кристиан Клавье в той же экранизации 2000 года произвел на меня все же большее впечатление. Тенардье вышел у него более реалистичный, более подлый, что ли.
Хорош Джани Эспозито в роли Мариуса. В плане фактуры на эту роль он, подходит, считаю, больше, чем Энрико Ло Версо в сериале 2000 года. Хотя по игре ни к кому из них у меня претензий нет.
Понравились и все женские роли Все актрисы просто великолепно вжились в свои роли – главные и эпизодические. Даниель Делорм (Фантина), Беатрис Альтариба (Козетта), Эльфриде Флорин (мадам Тенардье), Сильвия Монфор (Эпонина), Изабель Лобб (Азельма) сыграли очень убедительно, создав яркие, запоминающиеся образы.
Несмотря на свой достаточно длинный как для художественного фильма хронометраж, сюжетные потери по сравнению с книгой были, конечно, неизбежны, учитывая то, какое по объему произведение экранизировалось. В этом плане экранизация 2000 года находилась в более выигрышном положении, поскольку формат сериала позволял детализировать рассказ, ограничив сценарные коррективы по сравнению с первоисточником. Но тем не менее, картина 1958 года хороша во всех отношениях и в первую очередь – прекрасными актерскими работами и режиссурой. Однако при всем уважении к актерам, занятым в фильме, считаю, что картина стала успешной все-таки в значительной мере за счет гениального Жана Габена, обеспечившего фильму не менее 50% успеха. И думаю, вряд у кого-то в будущем получится воплотить этот образ на экране лучше него.
|