****
Полуночник
Краткая критика на кино «Ж.К.В.Д»
Реж. Мабру Эль Мехри
Наконец-то свершилось! Моя эстетика давнего фаната Жан-Клода Ван Дамма упоена до предела и всё благодаря фильму «Ж.К.В.Д» (кстати, даже одно название меня свалило наповал ажиотажем). Кино невероятно удачно, его мне не устать восхвалять никогда, как если б оно стало не менее насыщенным повторением чего-то раннего и любимого из образчика жанра кулачного боевика, вроде «Кикбоксёра» или «Самоволки». Но вот в чём интрига, что в этом фильме нет атрибутики названной пары несколько выше; он наличествует, можно сказать, драмой, биографичностью и даже налётом документалистики. Причём правдивой. Складывая все наблюдения воедино об актёре и настоящем былом (для меня и нынешнем) культе под названием Жан-Клод Ван Дамм я не засомневался и на мгновение об отыгранном поведении героя в сложившейся ситуации. Все кто наблюдал его в интервью, передачах увидит настоящего Ван Дамма «от» и «до», да с такой откровенной подачей, что будто бы видишь наяву настоящие моменты из жизни.
Не стану забегать вперёд, рассказывать о сюжете фильма, а лучше постепенно начну подступать ступень за ступенью к его выходу в свет. Касаясь личности актера, заведомо отмечу, что Жан-Клод Ван Дамм мой самый почитаемый герой боевика в силу его превосходной физической формы (и это не только о его мускулах, а скорее о красивых навыках, помогающих вылепливать замечательные боевые сцены, иногда и в образе постановщика, порой наивысшие в жанре) и доброжелательной откровенной энергетике к фанатам. Этот тандем подкупает на корню; лично меня в первом случае стимулирует на давнее занятие спортом, а во втором – какой-то сопереживающей тонкой эмоцией на веру в чувства и перипетии его персонажей, коих он играет с полной самоотдачей. Если уж я затронул тему доброжелательности, то укажу, что когда актёр прилетал в Казахстан на кинофестиваль, ему с другими западными звёздами пришлось проходить мимо двух сторон просящих автографы. Охрана мероприятия была ответственной и компетентной, она не подпускала фанатов близко и отрезала попытки с раздачей подписей, но вот в один прекрасный миг Ван Дамм исчез из их бдительного поля зрения, и тут не сыграл его рост на фоне рослых мужчин в костюмах, а желание ускользнуть в толпу и улыбчиво делиться автографами. И только после настоятельных усилий охраны актёра удалось завлечь двигаться дальше. Вот такие вот мелкие частности и складывают мнение о человеке, коей хоть и знаменит (конечно, в определённом плане, порой не идущем на руку, вызывая стереотипы, что было затронуто и в «Ж.К.В.Д» в сцене с дочерью и её стыдом к отцу – герою тупых боевиков), но остаётся откровенным добродушным человеком, получившим прикосновение к американской мечте, а после – приземлённым продюсерскими хитросплетеньями.
Так вот, если пробежаться по фильмографии актёра, то станет понятным, что начиналось всё отнюдь не сладко. Молодой парень (кстати, достаточно вежливый, в детстве носивший очки и занимающийся балетом с наставления матери, нисколько, не хулиган) с акцентом и выученным языком приехал в Штаты. С актёрской деятельностью не везло, приглашали играть то гея-каратиста, то очередного парня с фильмом с Чаком Норрисом, то русского Ивана… И промежуток меж мини ролями исчислялся в годах, а платили гроши. Существует байка, кою знают очень многие, так что она что-то вроде секрета Полишинеля. Заключается она в том, что однажды Жан-Клод подплатил нескольким парням, чтобы те сделали вид нападения на нескольких продюсеров небольших фильмов. Те так и сделали, далее лишь оставалось показать во всей красе свой талант каратиста. И вот наконец-то первая главная роль, да полная трюков, как в хорошем боевике! Название закачаешься – «Кровавый спорт», на роль главного злодея приглашён тот громадный парень, который снимался с Брюсом Ли – сам Боло Янг… Гонорар тоже неплох – 70 000. Следом снова отыграть русского, злодея раз русского, но он получился не таким и плохим, и изящество поединков продюсеры пропустить мимо не могли. Доля дешёвого футуризма в «Киборге» была спасена боевыми сценами, так что актёр уже был готов для роли Курта Слоуна в «Кикбоксёре», где ему удалось в качестве автора идеи и постановщика трюков создать по-настоящему такой кулачный боевик, где изящество боя и физической основы доказывает правоту словосочетания – боевые искусства. Кино громко заявило остальным актёрам кулачных боевиков – подвинетесь, ребята! Сногсшибательные трюки, тренированный атлетизм и умение передавать эмоции – неоспоримый факт новоявленного героя экрана. Годом позже была «Самоволка» и «Ордер на смерть», где задатки превосходной подготовки только укрепили позиции. И вот наступил крупный гонорар и сразу две роли в кино «Двойной удар», так же неминуемо объявился выигрышный билет – «Универсальный солдат». Тут уже актёр вырос из кулачных боевиков, начав принадлежать к когорте зрелищных фильмов с большущим штатом съёмочной группы, визуальными эффектами с незабываемыми погонями, декорациями, взрывами и всем остальным, что может находиться в экшене высшей категории. Предложения посыпались как из рога изобилия «Некуда бежать», «Трудная мишень», «Патруль времени», «Уличный боец» - поставленный по легенде в кою играли многие в своё время на автоматах и малобитных приставках, «Внезапная смерть». Все эти фильмы имели полноценный бюджет, чтобы плотно входить на полных правах в свод новинок кинотеатров. 1996-й год принёс режиссёрский опыт, смелый на задачу, где Жан-Клоду удалось в полной мере донести до зрителя красивую историю, почти сказку с приключениями по диковинным странам, морям, окунаясь в исторический пласт назад с огромным количеством костюмов и декораций, при всём при этом не потерять запал и форму актёра кулачного боевика с безупречным визуальным рядом и присматривать за другими исполнителями ролей, кои тоже должны изображать достойные сцены поединков. И Роджер Мур и давний партнёр на роль главного злодея ещё из «Самоволки» не подкачали. Лично я считаю, что зритель, любящий жанр боевика и вообще приключенческих фильмов обязан отдать должное создателю «В поисках приключений».
Роли шли и шли, режиссёры снимали и снимали, и – опять же для моей эстетики – пожалуй, из всей плеяды открывающей грань актёрского мастерства выдала несколько печальная с правдивым привкусом горечи разочарований история «Легионер», где впервые образ привычного Жан-Клода был быстро стёрт, предоставляя новый персонаж без единого удара ноги, но открывая многое в задумчивых диалогах сожалений, создавая то вероломную, то нерушимую силу дружбы с виду разных людей. Фильмы, идущие перед, тоже хороши, но настолько подолгу выдержанными в боевике близким с драмой им не стать. Продолжение о похождениях универсального солдата GR44 не смогла «высидеть золотого яйца», как в первой части. После «Инферно» зритель смог снова увидеть актёра в «Репликанте» в двух противоположных ипостасях. И Жан-Клод не зря сетовал на прокатчиков, которые отказались демонстрировать фильм в кинотеатрах, а лишь выпустив его на видео, ведь роль убийцы явно забрала много душевных и эмоциональных сил, а осталась мало замеченной. Так и наступил спад хороших предложений, всё больше опускаясь планкой ниже, никак не по вине актёра, а в силу финансовых соображений. Из последующей троицы фильмов можно выделить «В аду». Безусловно, здесь актёр ступил на давнее поприще сугубо кулачных боевиков, но в несколько ином виде, где кровь, бои, сюжет и персонажи детально натуралистичны и тюремный запах с экрана насыщено бьёт в нос, порой до тошноты, ликвидируя ассоциации с прежними ролями в подобном поджанре. Конечно, таковой и была ставка на снятие некого глянца, чтобы вывести, тот персонаж, который не создаёт переходящий из фильма в фильм прежний, а уже новый, весьма многогранный и не так однозначный, то и дело борющийся, как с собой, так и с окружающим миром, но в итоге находящий путь истинного Спасения через все тернии и круги ада на земле. Это кино приторно сильно, но смотрится точно так же, как и перипетии в «Побег из Шоушенка» с чуточку иным постаментом. Озвучка мультика, эпизоды в каких-то странных тинейджерских фильмах, однобокие сюжетные эксплуатированные клоны, и снова попытка воссоздать тяжёлый неоднозначный персонаж в «До смерти» с искуплением в конце, но очень уж горьком, да и фильм явно недотягивает до актёра, и именно так, и в такой последовательности.
Миновала ещё одна проходная роль и наконец, вышел фильм «Ж.К.В.Д». Я не случайно провёл Вас мимо перечня списка фильмографии, ведь именно после такого немалого опыта и пережитого (в том числе и не ограниченного экраном) можно было созреть для фильма о себе, но не документального, каких куча вроде альманаха лучших боевых сцен, а в том, где художественно будет рассказана история Жан-Клода Ван Дамма, точно заплаточное одеяло из наслоений былого и настоящего, видимого снаружи и скрытого в глубине души.
Самым удобным будет вкратце изложить сюжет…
Жан-Клод Ван Дамм снова снимается в насыщенном на действо фильме; он в майке с зализанными назад волосами и оголёнными мускулами в непрерывной сцене одним дублем отстреливается, отбивается ударами ног с развороту, прыгает, уклоняется от струй огнемётов, метает гранаты, спасет каких-то людей… и это всё удаётся крайне тяжело, а надменный режиссёр глух к доводам усталого немолодого актёра, ему плевать, что дорогу за океан для Джона Ву открыл именно собеседник.
Кругом одни проблемы. Судебные разбирательства о судьбе дочери, чьей адвокат перед судьёй в доводы вынимает, точно фокусник кролика из цилиндра, фильмы с участием её отца, где уйма крови, насилия… Фильмы предлагают безвкусные, а менеджер только и советует соглашаться вслепую не удосужившись прочитать и сценарий, а лишь имея падкость на гонорар… На всё уходит много денег, их катастрофически мало… Одну из ролей перехватил вёрткий Стивен Сигал, согласившись расстаться со своим фирменным хвостиком…
Голова пухнет, а решений нет. Одинокий Жан-Клод отправляется к себе на родину в Брюссель. В Бельгии его хорошо знают и, повстречав на улице, пара ребят делает снимок. Он с радостью выполняет просьбу сфотографироваться, а после спешит на почту, чтобы снять немного денег.
Но кассирша отчего-то сидит, как вкопанная с выпученными глазами.
Жан-Клод усмехается, дескать, ничего странного «Ван Дамм» это псевдоним, он правильно назвал ей свою настоящую фамилию. Но та сидит на месте. Ему нужны деньги и уходить не хочется, даже когда охранник заявляет, чтобы он пришёл позже. В разгар просьбы сзади подкрадывается какой-то тощий человек и неожиданно бьёт рукояткой пистолета. В замешательстве и слабости Жан-Клода охранник относит к остальным напуганным людям и выясняется, что он тоже грабитель, как и тот тощий с ещё одним.
А тем временем полицейский узнаёт о визите «нашего человека из Голливуда» и пытается заглянуть в закрытую почту. Он мельком видит лицо Жан-Клода, а потом раздаётся стрельба…
Спустя какое-то время, вокруг всё оцеплено, кругом полицейские. Они знают из прессы о разноплановых трудностях актёра, поэтому бредовая мысль, что он спятил и захватил почту, не выглядит такой уж неправдоподобной. У него заложники, оружие, а это вынуждает крайние меры.
В переговорах по телефону Жан-Клод соглашается впустить медиков. Те должны раздеться до трусов. Они заходят на почту и сразу же оказываются под прицелом пистолета в его руке. Один из низ начинает выхватывать оружие, как тут же получает удар ногой и быстро оба покидают помещение.
Когда нет чужих глаз грабители встают от остальных заложников и хвалят игру Жан-Клода с пустым пистолетом. Теперь полиция явно знает, что именно он затеял ограбление и захват людей. Их главарь суров и молчалив, он всё время обдумывает выгоду для себя, когда переодетый охранником оказывается не таким и плохим малым, любя актёра. Он вовсе не кровожаден и в мыслях соглашается с Жан-Клодом, что это не дело захватывать людей, ведь это уже далеко не ограбление местной почты. Но его главарь слишком злобно настроен и перчить ему опасно. Третий человек с оружием обособленный увалень весь в сомнениях.
Полицейский решает вести в ход родителей спятившего актёра, но тот не желает говорить с ними по телефону и выдвигает требования заплатить ему денег. Угрожающие с пистолетом у виска остаются довольны, но тут Жан-Клод, вспомнив о своих финансовых трудностях, заявляет, что пускай полиция накинет ему на счёт адвоката двести с небольшим тысяч плюсом. Босс грабителей явно не верит в уговоры актёра, который вносит предложение, что все голливудские знаменитости с прибабахом и не станут требовать ровную сумму, а обязательно выкинут что-нибудь этакое непредсказуемое, как эти самые четыреста шестьдесят пять тысяч на счёт адвоката…
Пока полиция принимает решение, Жан-Клод с другими заложниками. Его охраняет его фанат, и он просит показать ему удар ногой. Жан-Клод говорит, что не спал двое суток, устал… Но тот просит, ведь что ему стоит?.. Один из заложников поднят в вертикальное положение, ему засовывают сигарету в губы и Жан-Клод резко и точно выбивает её кончиком кроссовка. Фанат-грабитель в восторге и решает повторить трюк; он разминается, разминается и… заложник получает подошвой в голову. Жан-Клоду остаётся лишь покачать головой.
Полиция в ярости. Она готовиться штурмовать, несмотря на настоящую толпу людей с транспарантами, поддерживающих актёра…
Скоро беспринципный главарь придёт в не меньшую ярость, точно крыса, зажатая в угол, почуяв, как стены начинают сжиматься. Фанату-грабителю предстоит принимать рациональное решение, а Жан-Клоду становиться предельно ранимым персонажем уже жизни, который всё же герой, пускай пули вполне и настоящие в оружии злющего ублюдка захватившего людей, коего на экране актёр свалил бы наповал в полсилы, но тут всё несколько по-другому…
Вот так прокладывает свой путь начальный сюжет. В кульминации будет и ответ на судебный процесс с дочерью, справедливая расплата за соблазн лёгких денег по случаю, грусть утраты верящего в героя человека, двоякий финал развязки штурма с плёночным подходом, где блистает ловкий удар с развороту – визитная карточка и то, как это стало на самом деле.
Дальше фильм не кончается. Будет и тонкий шлейф после бури со встречей заблудшего отца с дочерью лицом к лицу, и режиссер, конечно же, молодец и в этой сцене, сумев удачно расставить многоточия.
На мой взгляд, самой вызывающей мурашки от глубины чувств и словно крика души личности Жан-Клода, показывает сцена прямого обращения напрямую к зрителю с некой исповедью об прожитых годах, жизнью вне камеры, трудностях первоначальных этапов за океаном, любви к женщинам, детям, веры в прочные идеалы восточных единоборств, предательства далёкого от них мира Голливуда, рассказ о себе маленьком, скупые слёзы признания в виденье красот окружающих людей, всех людей, о том, что ему трудно судить людей, а людям трудно не судить его и неминуемое возвращение опять на съёмочную площадку прямо под навесы софитов на потолке, где, словно замкнутый порочный круг не даёт уйти от атрибутов избранной стези лицедея. Если в идущих ранее фильмах актёр пытался намекнуть об истиной яви своего бытия, о желании показать не односложных персонажей, о пустоте его экранного образа и всего связанного с ним, то в «Ж.К.В.Д» это стало самым очевидным.
Вообще данное кино не боевик, не выходец из Голливуда, а нечто европейское и авторское, может с нарочными концептуальными трещинами, из которых доноситься арт-хаус, стирающий и хронологические рамки, и строго отведённые ракурсы камер операторов. Посему фильм велик и отважиться на подобный, думаю, сумел бы не каждый, а Жан-Клод Ван Дамм смог найти силы. Ведь это не то, что было со Шварценеггером с коммерческой планкой в «Последний герой боевика», далеко нет. «Ж.К.В.Д» настолько документально-смел, что требует обязательный европейский или азиатский подход создания умного неоднозначного кино, жанра скорее описываемого, как донесение жизни и эмоций человека по средством рамок кино.
Как думаю, Вы сумели догадаться, выбранный фильм для статьи самым прочнейшим образом заслуживает мой однозначный вотум доверия на все сто процентов. Но что само прискорбно, так это тот факт, где после подобной широкой роли Жан-Клод Ван Дамм вновь оказался вынужденным надевать прежнюю маску в третьей истории об универсальном солдате, словно ничто и не изменилось, будто начальная сцена «Ж.К.В.Д» стала явью. Однако как ни крути, актёр всегда будет именно актёром боевика и немалая – возможно огромнейшая – заслуга в жанре на лицо, по сему королю незачем покидать своё королевство, если он даже его и перерос в моральном плане.
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Если Вам понравилась данная статья и у Вас есть суждения на её счёт или были найдены какие-либо неточности с моей стороны, то всегда буду рад получить отзыв. Заранее благодарен.
Полуночник
****
|