`ТОНИ АРДЗЕНТА ` или ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ АЛЕН ДЕЛОН. ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ ГАНГСТЕРСКОЙ КИНОМЕСТИ ОБРАЗЦА 70-х.
АВТОРСКИЙ ПЕРЕСКАЗ СЮЖЕТА. Наёмный убийца, la `Самурай ` (явная перекличка с известной ролью Алена Делона в классическом, хоть и нудном `Самурае `, 1967 Ж. -П. Мельвиля) решил завязать с грешным ремеслом из-за любви к семье. Не желая, чтобы подрастающий сын узнал правду о его роде занятий гангстер-сицилиец по имени Тони Ардзента ставит пред своим долголетним боссом (Р. Конте) вопрос об уходе из дела. Тот обещает посовещаться со своими подельниками из Парижа и Гамбурга. Собравшиеся начальники европейских кланов, естественно и не помышляют отпускать Тони, решая его убрать (с последующей заботой о семье их `дворника `).
Но происходит непредвиденное: жена и сын Ардзенты, которых он любил до безпамятства, взяв ключи от машины героя взрываются прямо у него на глазах. Отныне месть вчерашним патронам становится для Ардзенты смыслом оставшейся жизни. Даже несмотря на предупреждение его духовного отца-священника: `Тони, я запрещаю тебе думать о личном воздаянии на это преступление. Суд Божий гораздо страшнее, чем твои, даже самые жестокие намерения! `. Но своенравный герой не слушает своего семейного окормителя и приступает к вендетте.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Недавно мне подарили фирменный `Крупный калибр ` (1973, из серии `Престижное кино `, обложка которого представлена на данной киностранице) - первый совместный киноопыт Делона и профессионального итальянского киноремесленника Дуччо Тессари. В разных источниках он также значится, как `Big Guns `, или же `Быстрые стрелкИ `, или же `Важные персоны `, или же `Тони Ардзента `. Фильм пересмотрел не без киноманского удовлетворения от качества работы. Хорошее издание (раньше его смотрел в потёртом варианте с киноплёнки и приблизительным по смыслу пиратским переводчиком).
Конечно, влияние только что снятых в Голливуде `Французского связного ` (сцены автопогонь) и `Крёстного отца ` (мотив сицилийского кодекса мафиозной чести + перекочевавший из саги о доне Корлеоне итальянский пожилой актёр Ричард Конте) на данный остросюжетный кинопродукт неоспоримо. Но `Крупный калибр ` смотрится из ХХI столетия на порядок занимательнее претенциозноскучного `Самурая `, хоть и является образцом `подражательного боевика `. К тому же здесь, наверное, в единственный раз в своём богатом детективном киносписке А. Делон предстал в образе 100-процентного супермена (хоть и убитого в финальных кадрах). Обычно в своих полярах (в отличие от всепобеждающего Бельмондо) актёр играл смельчаков-одиночек, которых больше бьют. (Легендарная фехтовальная эпопея `Зорро ` того же Тессари не в счёт). Тут же он, так сказать, фактурный и возмужавший лицом супермен `без примесей `: метко стреляет, как заправский гонщик проносится по сицилийским автострадам, прыгает `на добычу ` с ножом, применяет удавку. В общем, цинизма по отношению к человеческой жизни у `Крупного калибра ` и у делоновского крутого парня хватает.
Понравилась уверенная, немногословная выдержка артиста-легенды и его умение качественно управлять авто перед включённой кинокамерой (было видно, что в ряде скоростных пируэтов он управлял `фиатом ` самостоятельно). Запоминается сцена убийства Тони-Делоном взбалмошного мафиозо-француза (вездесущий Роже Анен) в железнодорожном экспрессе с высаживанием туннельных фонарей. А - (надо сказать по-своему жестокое и неприятное!) - убийство босса-выродка Кутиты с простреленным вместе с ним рыбным аквариумом, перед включённым телеящиком (`Проснись, Кутита, все программы уже кончились! `) и вовсе тянет на некую знаковость. Правда, знаковость весьма сомнительную.
Однако финальная мораль сей истории красноречива: распалённый гнев, ведущий к мести - плохой нравственный советчик. Особенно, когда ты своенравно берёшь на себя миссию Бога в вопросах личной вендетты. Эпилоговый стоп-кадр ошарашенного лица полумёртвого Ардзенты-Делона, получившего пулю в живот от подкупленного местным доном его вчерашнего союзника красноречиво подтверждают этот вывод. Уж если захотел завязать с грешной жизнью - задумайся о покаянии, а не самонадеянно берись за мстительный пистолет. Творить справедливость, используя методы `дьявольского арсенала ` - заведомая утопия. От этого зло лишь умножается, а твоя душа после телесной смерти прямиком отправляется в ад.
|