****
Полуночник
Краткая критика на кино «Ночь живых мертвецов»
Реж. Джордж А. Ромеро
Да-а, «Ночь живых мертвецов»…
Это то кино, которое может притягивать к себе все высокие эпитеты и только.
В шестьдесят восьмом году его выход многие печатные издания окрестили, как то, что гораздо страшнее «Психо» Хичкока. А это уже значимый постамент, если вспомнить гудящий резонанс от холодящей кровь сцены в душе. И на этом пьедестале уместились ещё и новаторские подходы оператора по совместительству молодой и горячо настроенный режиссёр, и крупным планом голое женское тело, и невероятная откровенность в подаче актов каннибализма, и сотрудничество с автором одноимённой книги – Джоном Руссо, и чистый не завуалированный мишурой прямой ужас.
Конечно, могут найтись еретики шедевра и обзовут его скучным, нудным, предсказуемым, вялым и как-то там ещё. Но только вот кучным он может показаться всем тем, кто привык к разным «Американский оборотень в Париже»; нудным ко всем тем, кого привлекают спринтеры-зомби у Зака Снайдера в ремейке Ромеро «Рассвет мертвецов»; предсказуемым – эй, это же самый первый образчик фильма о нашествии полчищ гулов и без заложенных в него законов поджанра не было бы сотен или же целых тысяч разномастных интерпретаций фабулы или персон, вроде паразитирующих бездарностей - «Ночь живых придурков» или «Медовый месяц зомби». Данный фильм не что иное, как – Шедевр с большой буквы. Его можно сравнить, скажем, с колесом, ведь без этой крайне простой находки люди бы не взлетели в космос на сверхпрогрессивных достижениях науки. И раз речь зашла о науке, то сама идея книги и фильма для своих лет была невероятно актуальной и пугающей. Ведь в это самое время впервые за всю историю планеты Земля только что слетал в загадочный космос Юрий Гагарин и эти чёрные просторы оказались открыты для человечества, а значит, на предстоящей неизведанной дороге могло быть что угодно, вплоть до опаснейшей радиации, вызывающей у мёртвых признаки некоторой жизни и стремление поедать живых. Это произведение (и литературное, и кинематографическое) своего рода попытка выявить у простого обывателя настоящую фобию космоса и людских скоплений толп и без того погрязшего в агрессии, если припомнить обо всех негативных моментах американского общества конца шестидесятых: громкие расовые стычки, бессмысленная война во Вьетнаме, Холодная война, повальные марши Мира хиппи с Вудстоком в придачу. И это неполный перечень.
Этот фильм показателен во многом. Тут есть «скрижали завета» о гулах: выстрел в голову, повреждение мозга, перенос заразы через укус или царапину. И всё это выдал Джон Руссо, а Джордж А. Ромеро толково перенёс на экран. Причём для своего времени он был новатором, не боящимся смелых экспериментов и решений. Тогда он был дерзким наглецом, ударившим по закостенелой корке жанра, наглядно показав каким будет будущее хоррора.
Конечно, можно найти и театральную наигранность света и теней: фильм чёрно-белый, только вот это не Буффонада с топорной пропагандой извечного противостояния Зла и Добра. Нет, просто откуда тогда у Ромеро были деньги на цветную плёнку? Кстати, когда-то один мой друг, вполне, серьёзно заявил, что, дескать, в те античные года абсолютно всё было чёрно-белым. Ха!- ткнул я, парируя,- может ты и прав и телевизоры были, в самом деле, такими, но в кинотеатрах уже давно шёл цвет. Да даже вспомнить архивы в цвете, где показан живой Гитлер на отдыхе. А это во-он какие годы.
Так что, как написано выше – мизер в бюджете.
Ну да ладно, от двухцветности у фильма только больше плюсов, таких, как сходство с докуменатлизацией (а это классно, ведь Руссо книгу-то писал не как шутку, а как серьёзную историю, посул предсказания в эпоху первых космических открытий, посему пускай и на экране она кажется правдоподобной) и придача весомости основоположника, седого пращура, мифа наяву.
Это шедевреальное монументальное кино ещё высоко ценимо и тем, что очень-очень схоже с литературным оригиналом. Кто читал и у кого Джон Руссо затёрт до дыр тот знает, о чём я. Тут нет своевольства нахлынувшего на эту пару создателей, когда Том Савини взялся к талантливому ремейку. Здесь всё критично и мрачно; тут нет героини с винтовкой наперевес. Времена Рипли в исполнении Сигурни Уивер ещё не наступили, она ещё пешком под стол ходила. Я прав или…
Ах, да актёры… Их игра потрясающа. В особенности у Джудит О’Ди – она же Барбара. Я буквально влюбился в её игру, когда она перестаёт быть куклой и высказывает свой печальный жуткий монолог ближе к тридцатиминутному рубежу. Да я полюбил эту актрису! Она живёт этими словами, она переносит их через себя и уже не Джудит, а несчастная Барбара, очевидица апокалиптичного предсказания. Дуэйн Джонс – Бен, тоже играет доходчиво своего персонажа, Карл Хардман – Гарри (ещё и продюсер) воплощает в себе до мозга и костей необходимую личность, вкупе со своей партнёршей Мэрилин Истман. Вот только чуточку не дотягивают актёры, ответственные за Тома и Джуди, но их и в книге мало, да и что там можно отыграть, они же ведомые за доминантными личностями.
Что примечательно, тут живых мертвецов называют – гулами, и это более верно и близко, ведь зомби всё же загипнотизированный человек, да ещё и Вуду попахивает. Зомби уже были на экранах, хотя бы вспомнить «Белый зомби» с Бело Лугоши, а вот до «Ночь живых мертвецов» гулов встретить было невозможно. Так что наслаждайтесь первопроходцами, играющими своих заторможенных персонажей, когда на экране объявится надпись с заглавным названием фильма.
Сюжет расписывать не стану, во-первых, я уже подробным образом описал его в критике на ремейк Тома Савини (можете прочитать его, заручившись учётом, что оригинал не имеет одинаковую концовку и активнодействующей Барбары), да и дело это какое-то странное, почти такое же, как перечислять порядок букв в русском алфавите, необходимую физику движений для миссионерской позы или же неустанно твердить о «2*2 = 4».
По сему, ликуя, что возможно кто-нибудь да возьмётся за литературную основу из-за моего нежелания раскрывать сюжет, всё же выложу фабулу, касаемо немногочисленного числа любителей хоррора, кои возможно ещё только начинают свой путь к вершинам познания стоящих жутиков или же по каким-то форс-мажорным причинам не сумели посмотреть незыблемую классику. А фабула такова: разрозненное число людей по стечению обстоятельств вынуждена укрываться в отдельно стоящем доме. Ими являются: Барбара – молодая девушка в шоковом трансе, ставшая свидетельницей убийства брата; Бен – крупный темнокожий мужчина, настроенный весьма оптимистично на возможности окружающих стен дома, который желает командовать и брать судьбу в свои руки; Гарри – мужчина не менее подверженный стремлению взять контроль над группой людей, то и дело вступающий в непрекращающиеся конфликты с Беном, однако без смелости поступка; его жена – Хэлен, коя устало глядит на мужа-деспота; их девочка-дочь в бессознательном состоянии; Том – молодой парень, быстро переходящий под крыло сильному лидеру Бену и его идеям; его подруга – Джуди, вообще малословна, но поддерживающая все начинания своего бой-френда. Всем им выпало на долю быть очевидцами массовой эпидемии от внеземного вируса – вызванного радиацией от спутника, запущенного курсом на Венеру – сила коего заставляет мёртвые и зараженные тела подниматься в стремлении утолить дикий голод под средством жестокого беспринципного каннибализма. Угроза надвигается извне дома, но и внутри его укрытий тоже закипают конфликты, с последующей развязкой.
Вот примерно так.
Однозначно фильм смотреть необходимо, точно так же, как и всем музыкантам, так или иначе стоит вначале созидания современных композиций ознакомиться с азами классической музыки или хотя бы кое-чему поучиться у «Битлз». Здесь на Вас наваляться холодные мурашки от тяжёлой удушающей атмосферы клаустрофобии с ожидающими извне существами – гулами, кои живыми столбами только и ждут, как напасть врасплох. Все подобные фильмы с примерно похоже выстроенной фабулой всегда будут удачными, а если они будут удачными и в частности к общему тогда результат не позволит зрителям отходить от экрана. «Ночь живых мертвецов» смело входит в эту когорту, стоя в самых первых рядах.
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Если Вам понравилась данная статья и у Вас есть суждения на её счёт или были найдены какие-либо неточности с моей стороны, то всегда буду рад получить отзыв. Заранее благодарен.
Полуночник
****
|