Краткая биография:
Дата рождения: 1 ноября 1917 - 2 декабря 1999 Анна Григорьевна Лисянская. Блистательная острохарактерная актриса, одна из самых популярных актрис театра и кино 40-50-х годов. Среди лучших работ на экране: Дуня (<Сельская учительница>), Маруся (<Это было в Донбассе>), Мария (<Двенадцатая ночь>). Особым успехом пользовалась роль Соседки в телефильме <Волшебная сила искусства> с Аркадием Райкиным.
В шесть лет Анна начала выходить на сцену николаевского еврейского театра, которым руководил ее отец Гирш Лисянский. Актрисой была и его сестра, Дора Лисянская, и его жена Софья Дышлис. А в 1926 году Анну уже заприметила пресса. <Хорошо играет девочка Нюта Лисянская, которой вредят лишь замашки взрослой артистки, - подмечал один из рецензентов. - Участие талантливой девочки в нелепой пьесе - явление, которое трудно квалифицировать, как полезное и воспитательное>. В действительности ее репертуар был самым разнообразным. Помимо <нелепых пьес>, она играла и в инсценировках по Шолом-Алейхему, одна из которых - <Тевье-молочник>. Критика отмечала ее органичность и достоверность в ролях драматических и некоторую эксцентричность в комических.
В 1932 году Анна Лисянская поступила в театральную студию при Киевском ТЮЗе. Так она стала русской актрисой. Вернувшись домой, два сезона проработала в Николаевском ТЮЗе. А в 1938-м получила приглашение в Киевский ТЮЗ, где сыграла Джульетту, Юлиньку в <Доходном месте>, Елену в <Месяце в деревне> и др. Здесь её приметил И.Савченко, и в 1941 году Лисянская дебютировала в его фильме <Годы молодые>, где исполнила главную роль Насти. Но известность принесла ей роль Акульки в другом фильме Савченко - <Старинный водевиль>.
Снималась Лисянская у таких выдающихся режиссеров, как М.Донской (<Как закалялась сталь> - Христина, <Радуга> - Малючиха, <Сельская учительница> - Дуня Острогова), А.Столпера (<Дни и ночи> - Аня Клименко), М.Ромма (<Человек №217> - Клава Васильева), Л.Лукова (<Это было в Донбассе> - заключенная Маруся), Ф.Эрмлера (<Великая сила> - Евдокия Милягина), Г.Рошаля (Екатерина II в <Черевичках>), А.Файнциммера (<Овод> - мадам Грассини), С.Юткевича (<Рассказы о Ленине> - М.И.Ульянова, <Ленин в Польше> - Н.К.Крупская).
С 1949 года Лисянская - актриса Ленинградского Академического театра драмы им. А.С.Пушкина. Её роли в этом театре отличались большим разнообразием - служанки, купчихи, баронессы, героини классических произведений и современности. Глафира Пуднова из <Пучины> А.Островского, Настасья Ивановна из <Смерти Пазухина> Н.Салтыкова-Щедрина и Мария из <Двенадцатой ночи> В.Шекспира, сыгранные в театре, вскоре перешли на экран. Незабываема она в фильме Я.Фрида. <Мария Лисянской, - писал один из критиков, - была
воплощением эпохи Возрождения, в ней жизнь искрилась, ереливалась через край. Хохочущая Мария была вызовом ханжеству, пуританству, всячеким условностям>.
Лисянская много работала на радио и телевидении. Здесь она снялась в оперетте И.Дунаевского <Женихи>, где сыграла невесту Аграфену Саввишну. В этой работе открылась новая сторона актерства Лисянской, которая жила в ней всегда, но не имела повода проявиться, - музыкальность, особая грация, пластичность, легкость, с которой она переходила от диалога к арии, от песенки к танцу.
Актриса начала совмещать работу в театре им. Пушкина и в Музкомедии, а в 1968 году совсем перешла туда. С последними работами в её театральную жизнь возвращаются еврейские персонажи. В театре <Эксперимент> она подготовила моноспектакль <Одесская свадьба> по Михаилу Жванецкому, Дмитрий Астрахан приглашает Лисянскую в фильм <Изыди!>, где она исполняет роль матери большого еврейского семейства, а режиссёр А.Зельдович - в картину <Закат> по Бабелю на роль мадам Вайнер.
В середине 90-х Анна Лисянская тяжело заболела. Её близкая подруга, актриса Лилиан Малкина помогла Анне Григорьевне переехать в Израиль к родным.
Её любили все - коллеги, любители театра и кино, только власти почему-то не привечали. У неё не было даже звания заслуженной артистки, но она была - всенародной...
В 1931-1936 годах выступала в Николаевском ТЮЗе. В 1936-1941 - актриса Киевского ТЮЗа, одновременно училась в студии при этом театре, которую закончила в 1939 году. В 1941-1943 - актриса Киевской киностудии, в 1949-1950 - киностудии <Ленфильм>. С 1950 года - актриса ленинградского академического театра драмы имени Пушкина, с 1967 - театра Музкомедии. С 1993 года жила в Израиле.
Автор сценария (совместно с Г.Вольпертом) фильма <Мальчики> (1955).
|